18 августа 2010 года состоялось интервью аудитора Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики Кидралиева Х.Х. с шеф-редактором службы информации студии радио ГТРК «Карачаево-Черкесия» Эбзевой Х.О. по проблемам фактов коррупции, вскрытых в ходе проверок сотрудниками Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики.

1). Эбзеева Х.О.:
Предлагаю начать разговор с главных функций, возложенных на ваше ведомство с учетом того, что мы не так часто в своих передачах рассказываем о работе Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесии?

Кидралиев Х.Х.:
Хочу сразу отметить, что мы т.е. контрольно-счетные органы в Российской Федерации, в т.ч. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики самый публичный орган среди контрольных и надзорных служб в Российской Федерации.
Контрольно счетные органы начали создаваться в Российской Федерации с 1995 года: Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики создана в 2003 году и начала свою деятельность с июня 2004 года.
Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим республиканским органом государственного финансово: контроля, образуемого Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республикой и подотчетным ему, но при этом хочу сказать, что Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики функционально и организационно независима.
Основными функциями Контрольно-счетной палаты являются:
- контроль за формированием и исполнением республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, территориального фонда обязательного медицинского страхования (КЧР ТФОМС);
- контроль за законностью и эффективностью использования государственных средств и материальных ресурсов при исполнении республиканского бюджета,  бюджета КЧР ТФОМС, государственным органами власти республики, иными бюджетными организациями.

2). Эбзеева Х.О.:
Что общего в ежедневной работе Контрольно-счетной палаты КЧР и территориального органа Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ?

Кидралиев Х.Х.:
Существуют 3-й ветви власти и 3-й уровня бюджетов (федеральный, региональные и местные) так, вот, территориальные органы финансового - бюджетного надзора являются контрольными службами Минфина Российской Федерации в регионах (т.е. ведомственными).
А контрольно счетные органы (т.е. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики, Счетная палата Российской Федерации) являются контрольными органами законодательной и представительной ветви власти в РФ и осуществляют внешний (независимый) контроль за деятельностью органов исполнительной ветви власти от имени депутатского корпуса, а если по большому - от имени народа, т.е. общественный контроль.
Что общего? Так по сути и мы и они осуществляем финансовый контроль за использованием государственных средств и материальных ресурсов Российской Федерации, только они проверяют  федеральные средства и федеральные структуры, а мы проверяем средства республиканского бюджета и республиканские структуры.
Отсутствие (на сегодняшний день) закона о финансовом контроле в РФ на федеральном уровне регламентируемого (т.е. разграничивающего) деятельность органов внешнего, ведомственного, внутриведомственного контроля позволяет, согласно Бюджетного кодекса  Российской Федерации, проводить проверку бюджетов регионов (правда дотационных) одновременно и Счетной палатой Российской Федерации и территориальным службам финансово-бюджетного надзора Минфина Российской Федерации ежегодно, и зачастую получается накладка, проверили одни, пришли за ними другие и наоборот.
Межбюджетные средства из федерального бюджета (т.е дотации, субсидии) проверяют они, проверяем и мы. О какой эффективности финансового контроля можно говорить? Необходимо срочное принятие федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации», который уже несколько лет проходит экспертизу в форме проекта.

3). Эбзеева Х.О.:
Ваше определение понятия «коррупция» с точки зрения основных  задач, возложенных на сотрудников палаты?

Кидралиев Х.Х.:
В нашем понимании «коррупция» - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгод, противоречащее законодательству и моральным установкам, иными словами - злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.
И в борьбе с этим общегосударственным злом у Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики особая роль. Сама по себе деятельность Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики,  в соответствии с ее предназначением, создает преграду для коррупции, которая боится финансового контроля.
Мы представляем Президенту Республики, Парламенту, правоохранительным органам и обществу информацию о том, как используются бюджетные средства и государственная собственность, законно и эффективно или нет. И эта информация, по сути является важным элементом борьбы с коррупцией и ее профилактикой.
Можно выделить три основных направления Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики, раскрывающих ее роль в противодействии коррупции.
Первое - это контрольные и экспертно - аналитические мероприятия, В план работы Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики входит примерно около 30 - 32 контрольных проверок и около 80 экспертно-аналитических мероприятий в течение года.
Второе - это взаимодействие с правоохранительными органами. У нас заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики, МВД, Следственным Управлением Карачаево-Черкесской Республики, Управлением федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Третье - это недопущение и пресечение коррупции в рядах сотрудников самой Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики -  это принятие Этического кодекса, Программы противодействия коррупции Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики до 2011 года, ротация аудиторских направлений, инспекторского состава на проверках.

4). Эбзеева Х.О.:
Ежемесячно, как я понимаю, по заранее утвержденному плану, вы проводите соответствующие проверки учреждений и организаций. Как часто уже на первоначальном этапе вскрываются факты коррупции. По каким параметрам это определяется?

Кидралиев Х.Х.:
Для реализации своих задач, согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики  от 13.05.2003 №22-РЗ «О Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики», формируется план работы на предстоящий год с разбивкой по кварталам, а потом квартальный по месяцам, утвержденный Коллегией.
Основными видами деятельности являются проведение контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и информационных мероприятий.
В рамках контрольно-ревизионных мероприятий проводятся проверки, ревизии, обследования в органах государственной власти республики, бюджетных учреждений и организаций.
В рамках экспертно-аналитических мероприятий проводится предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и бюджета Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования (КЧР ТФОМС). Проводятся экспертизы законодательных и нормативно правовых документов, направляемых Парламентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, в том числе антикоррупционные экспертизы, согласно утвержденной методики.
В рамках информационной деятельности направляем свои отчеты о деятельности ежеквартально Президенту, Парламенту и в СМИ. Ежегодный отчет с деятельности Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики утверждается на сессиях Парламента КЧР, нами издается ежегодный Информационный бюллетень.
При проведении контрольных проверок на первоначальном этапе изучается нормативно-правовая база, регламентирующая ее деятельность, в том числе на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с утвержденной методикой.
Если в нормативном документе, в законе, в проекте закона, положении, уставе есть нормы, которые неконкретно описывают функции чиновника, оставляя большой простор для деятельности, значит, это норма имеет коррупционный риск.
Если в проекте мера воздействия описана очень абстрактно, как принято говорить, «от минимального до максимума» и следовательно решение остается на усмотрение чиновника, значит это норма тоже содержит коррупционный риск.
Если в законе написано, что то или иное правомочие передано (делегировано)  другому органу - Правительству или Министерству, то это тоже норма с коррупционным риском.
В соответствии с принятыми законодательными актами на федеральном уровне и в 2009 - 2010 годах на уровне республики во всех государственных органах приняты планы и программы по противодействию коррупции, создан межведомственный координационный Совет при Президенте Карачаево-Черкесской Республики  по противодействию коррупции. Все нормативно - правовые акты, законы Карачаево-Черкесской Республики проходят антикоррупционную экспертизу в Прокуратуре КЧР, Минюсте, Парламенте Карачаево-Черкесской Республики, Правовом Управлении Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, и говорить о частом нарушении не приходится.

5). Эбзеева Х.О.:
В чем разница между нецелевым использованием выделенных бюджетных средств и непосредственно вскрываемыми фактами коррупции в расходовании этих средств?

Кидралиев Х.Х.:
Нецелевое использование средств - это одно из основных и серьезных видов нарушений предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (это направление и использование средств на цели, не предусмотренные изначально условиями их получения со­гласно бюджета, бюджетной росписи, смет, соглашений и.т. д.). И за это нару­шение предусмотрена административная ответственность (штраф), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, а так же при наличии состава престу­пления – уголовная ответственность.
Не всегда нецелевое использование средств является проявлением коррупции, точнее может не содержать таких ее признаков, как усмотрение или извлечение личной выгоды, а может быть продиктовано, например, производственной необхо­димостью по причине неравномерного финансирования или недофинансирова­ния бюджетных учреждений, органов власти, муниципальных образований, Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, в течении финансового года помесячно. То есть руководители бюджетных учреждений, местного самоуправления вынуждены использовать средства с одной статьи расходов на другие без коррупционного умысла.
Из всех видов бюджетных нарушений выявленных Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики в 2009году, «нецеле­вое» использование средств составило 1,5%.

6). Эбзеева Х.О.:
В ходе проверки ваши сотрудники обнаружили серьезные нарушения. Вы  приняли соответствующее решение. И что же дальше?

Кидралиев Х.Х.:
Все контрольные мероприятия по их окончанию проходят обсуждения на Коллегии Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики. Для устранения выявленных нарушений, для принятия мер в адрес руководителей министерств и ведомств, бюджетных учреждений и орга­низаций, муниципальных образований направляются Представления или Предписания с указанием сро­ков их исполнения.
Отчеты и информация направляются в адрес Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и Правительство Карачаево-Черкесской Республики, особо важные - в адрес Президента Карачаево-Черкесской Республики.
Направленные Представления и Предписания берутся на контроль соответствующими аудиторами. При неисполнении их в установленные сроки, соответствующие материалы направляются в адрес Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики для правовой оценки или прокурорского реагирования.
Некоторые материалы (отчеты) обсуждаются на заседаниях комитетов и Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики  с приглашением руководителей, допустивших нарушения.
В основном все Представления и Предписания исполняются, несогласные су­дятся (к сведению: ни одно судебное дело Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики  не проиграно).

7). Эбзеева Х.О.:
В каком случае по итогам проверок их материалы направляются в следственные органы? Или вы даете какое-то время на исправление сложившейся ситуации?

Кидралиев Х.Х.:
Все материалы, содержащие на наш взгляд нарушения зако­нов, содержащие коррупционную составляющие, нецелевое использование средств, могущие повлечь уголовную ответственность, передаются в правоох­ранительные органы, согласно заключенных соглашений. (К сведению в 2009году было направлено 27 материалов, проведено по обращению прокурату­ры и совместно 5 контрольных мероприятий).

8). Эбзеева Х.О.:
Что показали последние результаты вашей деятельности? В какой степени коррупция проникла глубоко в недра нашего общества, покрыла, образно говоря, ржавчиной её структуры?

Кидралиев Х.Х.:
Основная роль Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики  заключается в осуществлении постоянного контроля за законностью и эффек­тивностью использования бюджетных и внебюджетных средств, выявлении фактов коррупции и предпосылок к ней, извещать о них руководство республики, правоохранительные структуры и общество, вырабатывать рекомендации по их устранению.
В прошлом,  2009 году были выявлены нарушения бюджетного законодательства на общую сумму около 714,0 млн. руб., что составляет около 9 % от всех прове­ренных средств.
Так, вот если говорить о коррупционной составляющей в этих нарушениях, имеющих предпосылки к ней, то примерно такие нарушения на наш взгляд составят около 2 - 3 %. По итогам наших контрольных мероприятий заведено два уголовных дела.
Если говорить о наших последних проверках, то они нашли отражение в ре­зультатах завершенных контрольных мероприятий в трех комитетах Правитель­ства Карачаево-Черкесской Республики - это Комитет по спорту и туризму, Комитет по национальности и Ко­митет по культуре. Кстати эти проверки проведены по инициативе Президента Карачаево-Черкесской Республики Бориса Сафаровича Эбзеева - Председателя межведомственного координационного Совета Карачаево-Черкесской Республики  по противодействии коррупции. На основании многочисленных нарушений, выявленных в ходе этих проверок, работа этих комитетов по борьбе с этим общим злом (коррупцией) признана не  удовлетворительной,  на сегодняшний день все нарушения устранены.

9). Эбзеева Х.О.:
Как часто материалы деятельности контрольно-счетной палаты рассматриваются на заседании республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции?

Кидралиев Х.Х.:
Частично этот вопрос я выше затронул и могу добавить, что данный Совет возглавляет Президент нашей республики Эбзеев Б.С., заседания Совета проводятся регулярно (ежеквартально), председатель Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики является членом данного Совета.
На последнем заседании Совета (в июне 201 года) рассматривался вопрос о состоянии дел по противодействию коррупции в 3-х вышеназванных комитетах и в подведомственных учреждениях. Основным докладчиком был Председатель Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики Гочияев К.А.
Как раз на заседании этого Совета и была признана работа этих ко­митетов «неудовлетворительной». Было принято постановление и поручение Президента КЧР Б.С. Эбзеева о проведении такой же проверки Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики  в Ми­нистерстве труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и рассмотрение ее результатов в 4 квартале текущего года.
Так же, согласно плана работы данного Совета на 2010 год в 4 квартале будет рассмотрен отчет «О деятельности Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики по противодействию кор­рупции».

10). Эбзеева Х.О.:
И еще один вопрос, так сказать, общего характера. Реально ли, на ваш взгляд, движение нашего общества по пути демократии и формирования подлинно гражданского без коррупции? Как и что необходимо сделать, чтобы раз и навсегда преодолеть это страшно уродливое явление, пагубно сказывающееся, прежде всего на грядущем облике нашего будущего?

Кидралиев Х.Х.:
Коррупция существует с древних времен, существовала в царской России и в советские времена, существует в сегодняшней демократической России и говорить об искоренении в полном ее смысле не приходится. Пока существует возможность наживаться за счет общественных, государственных средств и материальных ресурсов, как Вы ее назвали это «уродливое явление» имеет место на сущест­вование в любом обществе.
А вот минимизировать, свести к минимуму ее проявления, предпосылки и ре­зультаты вполне реально. Для этого, на мой взгляд необходима консолидация всех ветвей государственной власти, институтов гражданского общества и ко­нечно, повышения уровня доверия граждан ко всем структурам государствен­ной и муниципальной власти.
Я думаю и надеюсь, принятые за последние два года законы, программы, планы мероприятий на федеральном и региональном уровнях, объявленная «война» с этим злом Президентом России Д.А. Медведевым, условия и жесткие меры, принимаемые Президентом нашей республики Б.С. Эбзеевым (к сведению у нас образовано новое Управление по реализации антикоррупционной  политики в Карачаево-Черкесской Республике) дадут свои позитивные результаты в ближайшем будущем.


Поиск по сайту

Навигация

Методические материалы
Новости
Гостевая книга
Полезные ссылки
Общественная приемная
Карта сайта

Родственные сайты

 

 

Статистика

Besucherzahler ukraine women
счетчик посещений

Новости

   19 ноября 2024 года член комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии Казбек Чотчаев в режиме видеоконференцсвязи принял участие заседании комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии, в том числе были рассмотрены вопросы

   14 ноября 2024 года И.о Председателя Контрольно-счетной палаты КЧР Наталья Дудник приняла участие в заседании Комитета по бюджету, финансам и налогам, а также в заседании очередной 3 сессии Народного Собрания (Парламента) КЧР VII созыва.

   13 ноября 2024 года И.о Председателя Контрольно-счетной палаты КЧР Наталья Дудник приняла участие в заседании Комитета Народного Собрания (Парламента) КЧР по здравоохранению, социальной политике и спорту.

Наш опрос

Вам нравится дизайн сайта

Облако тегов

Загрузка флеш...

Подписка на новости

Подписаться Отказаться