18 августа 2010 года состоялось интервью аудитора Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики Кидралиева Х.Х. с шеф-редактором службы информации студии радио ГТРК «Карачаево-Черкесия» Эбзевой Х.О. по проблемам фактов коррупции, вскрытых в ходе проверок сотрудниками Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики.
1). Эбзеева Х.О.:
Предлагаю начать разговор с главных функций, возложенных на ваше ведомство с учетом того, что мы не так часто в своих передачах рассказываем о работе Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесии?
Кидралиев Х.Х.:
Хочу сразу отметить, что мы т.е. контрольно-счетные органы в Российской Федерации, в т.ч. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики самый публичный орган среди контрольных и надзорных служб в Российской Федерации.
Контрольно счетные органы начали создаваться в Российской Федерации с 1995 года: Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики создана в 2003 году и начала свою деятельность с июня 2004 года.
Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики является постоянно действующим республиканским органом государственного финансово: контроля, образуемого Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республикой и подотчетным ему, но при этом хочу сказать, что Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики функционально и организационно независима.
Основными функциями Контрольно-счетной палаты являются:
- контроль за формированием и исполнением республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики, территориального фонда обязательного медицинского страхования (КЧР ТФОМС);
- контроль за законностью и эффективностью использования государственных средств и материальных ресурсов при исполнении республиканского бюджета, бюджета КЧР ТФОМС, государственным органами власти республики, иными бюджетными организациями.
2). Эбзеева Х.О.:
Что общего в ежедневной работе Контрольно-счетной палаты КЧР и территориального органа Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов РФ?
Кидралиев Х.Х.:
Существуют 3-й ветви власти и 3-й уровня бюджетов (федеральный, региональные и местные) так, вот, территориальные органы финансового - бюджетного надзора являются контрольными службами Минфина Российской Федерации в регионах (т.е. ведомственными).
А контрольно счетные органы (т.е. Контрольно-счетная палата Карачаево-Черкесской Республики, Счетная палата Российской Федерации) являются контрольными органами законодательной и представительной ветви власти в РФ и осуществляют внешний (независимый) контроль за деятельностью органов исполнительной ветви власти от имени депутатского корпуса, а если по большому - от имени народа, т.е. общественный контроль.
Что общего? Так по сути и мы и они осуществляем финансовый контроль за использованием государственных средств и материальных ресурсов Российской Федерации, только они проверяют федеральные средства и федеральные структуры, а мы проверяем средства республиканского бюджета и республиканские структуры.
Отсутствие (на сегодняшний день) закона о финансовом контроле в РФ на федеральном уровне регламентируемого (т.е. разграничивающего) деятельность органов внешнего, ведомственного, внутриведомственного контроля позволяет, согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации, проводить проверку бюджетов регионов (правда дотационных) одновременно и Счетной палатой Российской Федерации и территориальным службам финансово-бюджетного надзора Минфина Российской Федерации ежегодно, и зачастую получается накладка, проверили одни, пришли за ними другие и наоборот.
Межбюджетные средства из федерального бюджета (т.е дотации, субсидии) проверяют они, проверяем и мы. О какой эффективности финансового контроля можно говорить? Необходимо срочное принятие федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов в Российской Федерации», который уже несколько лет проходит экспертизу в форме проекта.
3). Эбзеева Х.О.:
Ваше определение понятия «коррупция» с точки зрения основных задач, возложенных на сотрудников палаты?
Кидралиев Х.Х.:
В нашем понимании «коррупция» - это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгод, противоречащее законодательству и моральным установкам, иными словами - злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды.
И в борьбе с этим общегосударственным злом у Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики особая роль. Сама по себе деятельность Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии с ее предназначением, создает преграду для коррупции, которая боится финансового контроля.
Мы представляем Президенту Республики, Парламенту, правоохранительным органам и обществу информацию о том, как используются бюджетные средства и государственная собственность, законно и эффективно или нет. И эта информация, по сути является важным элементом борьбы с коррупцией и ее профилактикой.
Можно выделить три основных направления Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики, раскрывающих ее роль в противодействии коррупции.
Первое - это контрольные и экспертно - аналитические мероприятия, В план работы Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики входит примерно около 30 - 32 контрольных проверок и около 80 экспертно-аналитических мероприятий в течение года.
Второе - это взаимодействие с правоохранительными органами. У нас заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики, МВД, Следственным Управлением Карачаево-Черкесской Республики, Управлением федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Третье - это недопущение и пресечение коррупции в рядах сотрудников самой Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики - это принятие Этического кодекса, Программы противодействия коррупции Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики до 2011 года, ротация аудиторских направлений, инспекторского состава на проверках.
4). Эбзеева Х.О.:
Ежемесячно, как я понимаю, по заранее утвержденному плану, вы проводите соответствующие проверки учреждений и организаций. Как часто уже на первоначальном этапе вскрываются факты коррупции. По каким параметрам это определяется?
Кидралиев Х.Х.:
Для реализации своих задач, согласно Закона Карачаево-Черкесской Республики от 13.05.2003 №22-РЗ «О Контрольно-счетной палате Карачаево-Черкесской Республики», формируется план работы на предстоящий год с разбивкой по кварталам, а потом квартальный по месяцам, утвержденный Коллегией.
Основными видами деятельности являются проведение контрольно-ревизионных, экспертно-аналитических и информационных мероприятий.
В рамках контрольно-ревизионных мероприятий проводятся проверки, ревизии, обследования в органах государственной власти республики, бюджетных учреждений и организаций.
В рамках экспертно-аналитических мероприятий проводится предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики и бюджета Карачаево-Черкесского республиканского территориального фонда обязательного медицинского страхования (КЧР ТФОМС). Проводятся экспертизы законодательных и нормативно правовых документов, направляемых Парламентом и Правительством Карачаево-Черкесской Республики, в том числе антикоррупционные экспертизы, согласно утвержденной методики.
В рамках информационной деятельности направляем свои отчеты о деятельности ежеквартально Президенту, Парламенту и в СМИ. Ежегодный отчет с деятельности Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики утверждается на сессиях Парламента КЧР, нами издается ежегодный Информационный бюллетень.
При проведении контрольных проверок на первоначальном этапе изучается нормативно-правовая база, регламентирующая ее деятельность, в том числе на предмет наличия коррупционных факторов в соответствии с утвержденной методикой.
Если в нормативном документе, в законе, в проекте закона, положении, уставе есть нормы, которые неконкретно описывают функции чиновника, оставляя большой простор для деятельности, значит, это норма имеет коррупционный риск.
Если в проекте мера воздействия описана очень абстрактно, как принято говорить, «от минимального до максимума» и следовательно решение остается на усмотрение чиновника, значит это норма тоже содержит коррупционный риск.
Если в законе написано, что то или иное правомочие передано (делегировано) другому органу - Правительству или Министерству, то это тоже норма с коррупционным риском.
В соответствии с принятыми законодательными актами на федеральном уровне и в 2009 - 2010 годах на уровне республики во всех государственных органах приняты планы и программы по противодействию коррупции, создан межведомственный координационный Совет при Президенте Карачаево-Черкесской Республики по противодействию коррупции. Все нормативно - правовые акты, законы Карачаево-Черкесской Республики проходят антикоррупционную экспертизу в Прокуратуре КЧР, Минюсте, Парламенте Карачаево-Черкесской Республики, Правовом Управлении Президента и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, и говорить о частом нарушении не приходится.
5). Эбзеева Х.О.:
В чем разница между нецелевым использованием выделенных бюджетных средств и непосредственно вскрываемыми фактами коррупции в расходовании этих средств?
Кидралиев Х.Х.:
Нецелевое использование средств - это одно из основных и серьезных видов нарушений предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации (это направление и использование средств на цели, не предусмотренные изначально условиями их получения согласно бюджета, бюджетной росписи, смет, соглашений и.т. д.). И за это нарушение предусмотрена административная ответственность (штраф), изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, а так же при наличии состава преступления – уголовная ответственность.
Не всегда нецелевое использование средств является проявлением коррупции, точнее может не содержать таких ее признаков, как усмотрение или извлечение личной выгоды, а может быть продиктовано, например, производственной необходимостью по причине неравномерного финансирования или недофинансирования бюджетных учреждений, органов власти, муниципальных образований, Министерством финансов Карачаево-Черкесской Республики, в течении финансового года помесячно. То есть руководители бюджетных учреждений, местного самоуправления вынуждены использовать средства с одной статьи расходов на другие без коррупционного умысла.
Из всех видов бюджетных нарушений выявленных Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики в 2009году, «нецелевое» использование средств составило 1,5%.
6). Эбзеева Х.О.:
В ходе проверки ваши сотрудники обнаружили серьезные нарушения. Вы приняли соответствующее решение. И что же дальше?
Кидралиев Х.Х.:
Все контрольные мероприятия по их окончанию проходят обсуждения на Коллегии Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики. Для устранения выявленных нарушений, для принятия мер в адрес руководителей министерств и ведомств, бюджетных учреждений и организаций, муниципальных образований направляются Представления или Предписания с указанием сроков их исполнения.
Отчеты и информация направляются в адрес Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики и Правительство Карачаево-Черкесской Республики, особо важные - в адрес Президента Карачаево-Черкесской Республики.
Направленные Представления и Предписания берутся на контроль соответствующими аудиторами. При неисполнении их в установленные сроки, соответствующие материалы направляются в адрес Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики для правовой оценки или прокурорского реагирования.
Некоторые материалы (отчеты) обсуждаются на заседаниях комитетов и Президиума Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики с приглашением руководителей, допустивших нарушения.
В основном все Представления и Предписания исполняются, несогласные судятся (к сведению: ни одно судебное дело Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики не проиграно).
7). Эбзеева Х.О.:
В каком случае по итогам проверок их материалы направляются в следственные органы? Или вы даете какое-то время на исправление сложившейся ситуации?
Кидралиев Х.Х.:
Все материалы, содержащие на наш взгляд нарушения законов, содержащие коррупционную составляющие, нецелевое использование средств, могущие повлечь уголовную ответственность, передаются в правоохранительные органы, согласно заключенных соглашений. (К сведению в 2009году было направлено 27 материалов, проведено по обращению прокуратуры и совместно 5 контрольных мероприятий).
8). Эбзеева Х.О.:
Что показали последние результаты вашей деятельности? В какой степени коррупция проникла глубоко в недра нашего общества, покрыла, образно говоря, ржавчиной её структуры?
Кидралиев Х.Х.:
Основная роль Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики заключается в осуществлении постоянного контроля за законностью и эффективностью использования бюджетных и внебюджетных средств, выявлении фактов коррупции и предпосылок к ней, извещать о них руководство республики, правоохранительные структуры и общество, вырабатывать рекомендации по их устранению.
В прошлом, 2009 году были выявлены нарушения бюджетного законодательства на общую сумму около 714,0 млн. руб., что составляет около 9 % от всех проверенных средств.
Так, вот если говорить о коррупционной составляющей в этих нарушениях, имеющих предпосылки к ней, то примерно такие нарушения на наш взгляд составят около 2 - 3 %. По итогам наших контрольных мероприятий заведено два уголовных дела.
Если говорить о наших последних проверках, то они нашли отражение в результатах завершенных контрольных мероприятий в трех комитетах Правительства Карачаево-Черкесской Республики - это Комитет по спорту и туризму, Комитет по национальности и Комитет по культуре. Кстати эти проверки проведены по инициативе Президента Карачаево-Черкесской Республики Бориса Сафаровича Эбзеева - Председателя межведомственного координационного Совета Карачаево-Черкесской Республики по противодействии коррупции. На основании многочисленных нарушений, выявленных в ходе этих проверок, работа этих комитетов по борьбе с этим общим злом (коррупцией) признана не удовлетворительной, на сегодняшний день все нарушения устранены.
9). Эбзеева Х.О.:
Как часто материалы деятельности контрольно-счетной палаты рассматриваются на заседании республиканской межведомственной комиссии по противодействию коррупции?
Кидралиев Х.Х.:
Частично этот вопрос я выше затронул и могу добавить, что данный Совет возглавляет Президент нашей республики Эбзеев Б.С., заседания Совета проводятся регулярно (ежеквартально), председатель Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики является членом данного Совета.
На последнем заседании Совета (в июне 201 года) рассматривался вопрос о состоянии дел по противодействию коррупции в 3-х вышеназванных комитетах и в подведомственных учреждениях. Основным докладчиком был Председатель Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики Гочияев К.А.
Как раз на заседании этого Совета и была признана работа этих комитетов «неудовлетворительной». Было принято постановление и поручение Президента КЧР Б.С. Эбзеева о проведении такой же проверки Контрольно-счетной палатой Карачаево-Черкесской Республики в Министерстве труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и рассмотрение ее результатов в 4 квартале текущего года.
Так же, согласно плана работы данного Совета на 2010 год в 4 квартале будет рассмотрен отчет «О деятельности Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики по противодействию коррупции».
10). Эбзеева Х.О.:
И еще один вопрос, так сказать, общего характера. Реально ли, на ваш взгляд, движение нашего общества по пути демократии и формирования подлинно гражданского без коррупции? Как и что необходимо сделать, чтобы раз и навсегда преодолеть это страшно уродливое явление, пагубно сказывающееся, прежде всего на грядущем облике нашего будущего?
Кидралиев Х.Х.:
Коррупция существует с древних времен, существовала в царской России и в советские времена, существует в сегодняшней демократической России и говорить об искоренении в полном ее смысле не приходится. Пока существует возможность наживаться за счет общественных, государственных средств и материальных ресурсов, как Вы ее назвали это «уродливое явление» имеет место на существование в любом обществе.
А вот минимизировать, свести к минимуму ее проявления, предпосылки и результаты вполне реально. Для этого, на мой взгляд необходима консолидация всех ветвей государственной власти, институтов гражданского общества и конечно, повышения уровня доверия граждан ко всем структурам государственной и муниципальной власти.
Я думаю и надеюсь, принятые за последние два года законы, программы, планы мероприятий на федеральном и региональном уровнях, объявленная «война» с этим злом Президентом России Д.А. Медведевым, условия и жесткие меры, принимаемые Президентом нашей республики Б.С. Эбзеевым (к сведению у нас образовано новое Управление по реализации антикоррупционной политики в Карачаево-Черкесской Республике) дадут свои позитивные результаты в ближайшем будущем.