ОТЧЕТ
по результатам проверки эффективности и целевого использования средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»
Основание проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год, утвержденный решением коллегии Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2010г. №12; Постановление Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2010 г. №267, распоряжение Председателя Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики от 22.06.2011г. №32.
Цель проверки: эффективное и целевое использование средств, выделенных из республиканского бюджета на реализацию Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» (далее – Закон №83-РЗ).
Перечень проверенных объектов: Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.
Период проведения проверки: с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года.
Сроки проведения проверки: с 23 июня по 15 июля 2011 года.
Проверка проведена с ведома Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Гурина Александра Васильевича.
Акт проверки подписан с разногласиями, учтенными при подготовке данного отчета.
Выводы:
1. В ходе проверки реализации Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» за 2009-2010 годы выявлены многочисленные нарушения, в части его исполнения, приведшие к незаконному и неэффективному использованию средств, а также отсутствие в республике сопутствующих нормативно-правовых актов (таких как отсутствие нормативов стоимости 1 кв.м. жилья в муниципальных районах и т.п.), что приводит или может привести к неэффективному использованию бюджетных средств;
2. В банке данных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Законом №83-РЗ, на момент проверки числится 373 человека, из них 118 человек поставлено на учет до 2009 года, в 2009 году - 171 человек, в 2010 году - 79 человек, с начала 2011 года поставлено на учет 5 человек. Всего в проверяемом периоде обеспечено жилыми помещениями 30 человек (порядка 8 %), что свидетельствует о том, что с учетом ежегодной постановки на учет новых нуждающихся, обеспечение их жильем будет производиться через 10-15 лет;
3. При проверке соблюдения порядка принятия на учет и снятия с учета лиц данной категории установлены следующие нарушения:
- не во всех случаях выдавались расписки в получении заявления;
- книга регистрации заявлений пронумерована, но не прошнурована и не скреплена печатью, а также не соответствует форме, утвержденной Законом №83-РЗ;
- копии документов, необходимых для постановки на учет, не во всех случаях заверяются лицом, принимающим документы, после их сверки с оригиналом;
- установлены случаи, когда уполномоченным органом издавались приказы о принятии на учет лиц «на получение единовременных средств бюджета», тогда как законом №83-РЗ предусмотрено обеспечение жилым помещением лиц, имеющих на то право, а не выплата им средств из бюджета;
4. Выборочной проверкой соблюдения порядка принятия уполномоченным органом на учет лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, выявлены следующие нарушения Закона №83-РЗ:
- на учете для обеспечения жилым помещением состоят лица, которым установлена опека (попечительство) решениями органов местного самоуправления в случаях, когда ребенок проживает с одним из родителей, а также лица, не представившие решения органа местного самоуправления об установлении опеки (попечительства) или другие документы, подтверждающие принадлежность их к категории лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями. Из 81 проверенных дел указанные выше обстоятельства установлены в 10 делах, что составляет 12% от количества проверенных дел и которые подлежат снятию с учета, двум из которых предоставлено жилье в сумме 917,4 тыс. рублей. В двух делах решение об установлении опеки (попечительства) вообще отсутствуют. Такие факты могут содержать коррупциогенные риски и могут привести к необоснованному увеличению расходов бюджетных средств;
- решения в форме приказа о снятии с учета принимаются уполномоченным органом в большинстве случаев не в установленные сроки, т.е. не в течение 30 дней со дня обеспечения жилым помещением, а со значительным опозданием. По отдельным лицам такие решения приняты спустя 3-6 месяцев со дня обеспечения жилым помещением, что свидетельствует о слабом взаимодействии Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики с Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики;
5. В соответствии со абз.2 п.1 ст.8 Закона Российской Федерации от 21.12.1996 года № 159, предусматривается обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем, без учета состава его семьи (при наличии таковой). Не смотря на это, во исполнение решений суда, 2-м лицам предоставлены жилые помещения с предоставлением жилья площадью на весь состав семьи (2 трехкомнатные квартиры), что превышает норму однокомнатной квартиры и противоречит действующему федеральному законодательству. Кассационная жалоба Министерства образования на одно решение суда отклонена из-за неуплаты госпошлины с предоставлением Министерству образования срока для её уплаты, которым Министерство образования не воспользовалось. Второе решение не обжаловалось. Таким образом, в результате слабой юридической работы Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики, допущено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 3002,4 тыс. рублей,а также допущено нарушение п.3 ст.3.1 Закона №83-РЗ, вследствие которого стоимость двух приобретенных в 2010 году жилых помещений по итогам повторного проведения торгов увеличена более чем в два раза, в результате сумма незаконно произведенных расходов бюджетных средств составила 514,2 тыс. рублей.
Одна из указанных квартир приобретена в нарушение п.3 ст.1 Закона №83-РЗ за пределами того муниципального образования, в котором оно состояло на учете, т.е. лицо было зарегистрировано в а.Псыж, а жилое помещение предоставлено в г. Черкесске стоимостью 1501,2 тыс. рублей, тогда как согласно п.3 ст.1 Закона №83-РЗ, с согласия лица, жилое помещение может быть предоставлено в любом другом муниципальном образовании Карачаево-Черкесской Республики, за исключением муниципального образования город Черкесск;
6. В нарушение п.1 ст.3.1 Закона №83-РЗ в 2009-2010 годах жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретены Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики не на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений. Список лиц, которым предоставляются жилые помещения, утвержден протоколом Комиссии после приобретения жилых помещений;
7. В нарушение ст.11 Закона №83-РЗ при предоставлении жилых помещений лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, Комиссией по вопросам предоставления жилых помещений не соблюдалась очередность, т.е. распределение осуществлялось не по датам рождения лиц, имеющих право на обеспечение жилым помещением;
8. В соответствии со ст.1 Закона №83-РЗ, Комиссия с целью обследования приобретаемых жилых помещений для лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, на соответствие их установленным санитарным и техническим нормам, создана в декабре 2010 года. Проведены обследования 4-х жилых помещений, приобретаемых в 2010 году, в 2009 году протокола обследований в Министерстве образования и науки Карачаево-Черкесской Республики отсутствуют;
9. В нарушение п.3 ст. 29 федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» оплата государственного контракта от 20.12.2009г. №78 на покупку двухкомнатной квартиры произведена с превышением цены контракта, утвержденной решением комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе, на 167,4 тыс. рублей (утверждено 750,0 тыс. рублей, оплачено 917,4 тыс. рублей), что является незаконным расходованием бюджетных средств;
10. В нарушение федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также п.2 и п.4 ст. 3.1 Закона №83-РЗ в 2009 году из 22 приобретенных жилых помещений на приобретение 9-ти жилых помещений заключены государственные контракты без проведения торгов на общую сумму 3669,6 тыс. рублей, что свидетельствует о несоблюдении принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
11. В нарушение п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ по результатам заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе, проводимом Управлением Карачаево-Черкесской Республики по размещению республиканских государственных заказов 09.12.2009 г., принято решение о допуске к участию в открытом аукционе и признании единственными участниками открытого аукциона физических лиц-продавцов, у которых отсутствовало право собственности на продаваемые жилые помещения на день заседания Комиссии, и с которыми заключены государственные контракты на общую сумму 1834,8 тыс. рублей;
12. В нарушение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2009 году приобретено две двухкомнатные квартиры, каждая из которых предоставлена по одному сироте (Гозгешову и Олжабекову), на общую сумму 917,4 тыс. рублей, в то время как семь детей-сирот обеспечены жилыми помещениями площадью ниже регионального стандарта 33 кв.м.
Факты завышения стоимости жилья стали следствием отсутствия в республике нормативной урегулированности вопроса определения стоимости 1 кв. м приобретаемого жилья. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства не установлена средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по каждому муниципальному району и городскому округу Карачаево-Черкесской Республики, что является одним из факторов, обуславливающих возникновение коррупционных рисков при приобретении жилья в небольших населенных пунктах, где цена жилья меньше чем в городах;
13. Из 28-ми приобретенных в 2009-2010 годах жилых помещений после передачи их по договорам социального найма лицам, имеющими право на обеспечение жилыми помещениями, 7 жилых помещений на момент проверки уже приватизировано.
Данное обстоятельство свидетельствует о нецелесообразности приобретения жилья в собственность республики, с целью его дальнейшего использования, и предпочтительности замены натуральных льгот денежной компенсацией;
14. В нарушение ст.2 Закона №83-РЗ приобретенные в декабре 2009 года 3 квартиры, решением Комиссии (протокол от 13.04.2011 года), не переданы на момент проверки по договору социального найма, в связи с нахождением лиц, которым приобретены жилые помещения, на службе в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и в местах лишения свободы, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств в сумме 1376,1 тыс. рублей и может скрывать под собой коррупциогенные риски;
15. По причине правовой неопределенности момента расчета размера субсидии, необходимой на приобретение жилого помещения (на дату заключения договора купли-продажи или на дату принятия решения о выдаче субсидии), сумма субсидии в случае, если решение о предоставлении субсидии и договор купли-продажи жилья относятся к различным кварталам, как правило, может существенно отличаться. Данное обстоятельство ставит в неодинаковые условия лиц, для которых приобретаются жилые помещения, когда вне зависимости от места нахождения, площади и качества жилья, объем средств на его приобретение зачастую одинаков;
16. Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики определено уполномоченным органом по принятию на учет и обеспечению жилыми помещениями сирот с 16.12.2008 года, в связи с чем, при формировании республиканского бюджета на 2009 год расчетная потребность в средствах на исполнение Закона №83-РЗ в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики не представлялась.
При формировании республиканского бюджета на 2010 год Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики представлена в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики расчетная потребность в средствах на исполнение Закона №83-РЗ на сумму 41 283,0 тыс. рублей.
Законами Карачаево-Черкесской Республики о республиканском бюджете утверждено на указанные цели средств в сумме: на 2009 год - 11250,0 тыс. рублей, а на 2010 год - 4378,5 тыс. рублей (или 10,6% от потребности). Из федерального бюджета поступили субсидии в сумме: на 2009 год – 61,7 тыс. рублей и на 2010 год – 2258,8 тыс. рублей, которые исполнены на 98,4%.
Значительная разница в объеме субсидий, поступивших из федерального бюджета в 2009 и 2010 годах (61,7 и 2222,05 тыс. рублей), заключается в различном порядке его определения. Так, на 2009 год действовал порядок, согласно которому размер субсидии определялся исходя из размера средств, направляемых из бюджета субъекта Российской Федерации с учетом уровня фактической бюджетной обеспеченности, и предоставлялся на основании ежеквартальных сведений финансового органа субъекта Российской Федерации, в случае непредставления которых в установленные сроки и по утвержденной форме Министерство финансов Российской Федерации вправе не представлять субсидии бюджету субъекта Российской Федерации за соответствующий период. Из республиканского бюджета в 2009 году направлено 11250,0 тыс. рублей, при этом большая часть средств направлена в конце 2009 года.
Указанные субсидии предусмотрены в качестве стимулирующей меры по выполнению регионами своих расходных обязательств, которые по годам были выделены не пропорционально, что свидетельствует о слабой работе Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в данном направлении.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
1. Направить Представление в адрес Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики;
2. Отчет направить в Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики с предложением внести изменения в Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16.12.2008г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»;
3. Направить Информационное письмо в адрес Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики;
4. Материалы проверки направить в прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики.
Аудитор Контрольно-счетной палаты
Карачаево-Черкесской Республики Х.Х. Кидралиев