Отчёт по результатам проверки «Аудит эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Карачаево-Черкесской Республики за 2008-2010 годы и I квартал 2011 года»
23.06.2011 г. г. Черкесск
Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год, утвержденный решением коллегии Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2010г. №12, письмо Аудитора Счетной палаты Российской Федерации от 24.11.2010г. №14-276/14-02,распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики от 12.01.2011г. №6, удостоверение на право проведения проверки от 31.03.2011г. №5.
Цель проверки: оценка эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Карачаево-Черкесской Республики за 2008-2010 годы и I квартал 2011 года.
Перечень проверенных объектов: Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики, РГЛПУ «Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница».
В ходе аудита эффективности использованы предоставленные материалы:
-Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Карачаево-Черкесской Республик;
-Информация представленная по запросам Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики: Мэрией Муниципального образования города Черкесска, МЛПУ «Хабезская центральна районная больница», МЛПУ «Адыге-Хабльская Хабезская центральна районная больница», МЛПУ «Усть-Джегутинская Хабезская центральна районная больница», МЛПУ «Прикубанская Хабезская центральна районная больница», МЛПУ «Карачавская центральная городская и районная больница», МЛПУ «Урупская Хабезская центральна районная больница», Управление Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике.
Сроки проведения проверки: с 12.01.2011 года по 30.05.2011 года
Программа проверки выполнена в полном объеме, акт проверки подписан без разногласий.
Выводы:
1. Общий уровень заболеваемости населения республики за 2008-2010 года свидетельствуют о не совсем благополучном состоянии здоровья населения республики, и характеризируется высокой смертностью населения от сердечно-сосудистых заболеваний при недостаточном их выявлении, низким уровнем диспансерного наблюдения. В структуре заболеваемости взрослого населения республики заболевания системы кровообращения занимают первое место, и составляют 18%. Среди болезней системы кровообращения удельный вес болезней, характеризующихся подъемом артериального давления составляет более 30%, ишемической болезнью сердца 25,7%, цереброваскулярными болезнями 19,7%.
2. Проведенная экспертная оценка показала, что Министерство здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики обеспечило своевременность принятия нормативных документов, регулирующие вопросы формирования и выполнения государственного задания по оказанию ВМП. Наряду с этим в республике отсутствует система сбора информации при определении потребности ВМП. Не оформлены информационные стенды, освещающие правила направления граждан республики в федеральные медицинские учреждения. Регламент на оказание высокотехнологичной медицинской помощи населению республики разработан и опубликован на сайте только в ходе проверки. Информация об учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь и нормативно-правовая база, своевременно не была размещена в сети Интернет.
3. Обеспеченность населения республики высокотехнологичной медицинской помощью за 2008, 2009,2010 годы и за I квартал 2011 года составила соответственно 85,9 %, 69,2 %, 77,1 % и 27,6 % и является недостаточной. Несмотря на это остаются неиспользованными выделенные объемы по таким видам, как абдоминальная хирургия, акушерство и гинекологи, гастроэнтерология, трансплантация, урология, детская неврология и неонатологии. На недостаточную обеспеченность повлияли отказы федеральных медицинских учреждений в приеме больных из Карачаево-Черкесской Республики, которые составили в 2009 году – 296 (25,13% всех направленных с учетом выделенных дополнительных объемов), в 2010 году – 485 (28,1%), в I квартале 2011 года – 85 (10,8%). (основные причины отказов – несоответствие заболевания по профилю медицинского учреждения из-за недостоверного первоначального диагноза, отказы детям, которым не желательно делать операцию по возрасту и назначение других методов лечения, смерть больного в результате увеличения срока ожидания).
4. Отсутствие в республике высокоточного медицинского оборудования, квалифицированных специалистов, недостаточности выделяемых объемов от заявленных, наличие отказов пациентов при наличии объемов от лечения в данном лечебном учреждении и желание перевода его в другое учреждение, привело к нарушению установленного срока ожидания на госпитализацию больных в федеральные медицинские учреждения (10 дней) и составляют в среднем: сердечно-сосудистая хирургия - 1-2 месяца; травматология и ортопедия - от 2 до 10 месяцев; нейрохирургия - от 2 до 6 месяцев; офтальмология - от 1 до 3 месяцев.
5. При наличии жалоб жителей республики на качество оказанной высокотехнологичной медицинской помощи Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики не организован учет и контроль над качеством оказанной высокотехнологичной медицинской помощи федеральными медицинскими учреждениями, а так же состояние бальных после выписки.
6 .В связи с неподготовкой помещений в установленные сроки (до 01.07.2010 года), полученное дорогостоящее медицинское оборудование в октябре, ноябре, декабре 2010г. не было установлено и находилось в сосудистом центре РГЛПУ «Карачаево-Черкесская Республиканская клиническая больница» более 6 месяцев с момента получения, а это в свою очередь привело к простою и неэффективному использо ванию медицинского оборудования на общую сумму 134936,3 тыс. рублей, в т.ч.: приобретенных за счет федерального бюджета на 123020,7 тыс. рублей и республиканского бюджета на 11915,9 тыс. рублей.
7. Из-за неготовности помещений сосудистого центра и отсутствием полного перечня необходимых документов Республиканская клиническая больница в установленные сроки не смогла получить лицензию на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. В результате жители республики были лишены возможности получать высокотехнологичную медицинскую помощь по профилю сердечно-сосудистая хирургия в Карачаево-Черкесской Республике, и вынуждены выезжать в другие регионы России.
8. Выявлено, что поставщиками нарушались условия государственных контрактов, касающиеся сроков поставки. По этой причине в 1-м квартале 2011 года не исполнены контракты на поставку медицинского оборудования поставщиком ООО «Росмедтех» на сумму 2550,0 тыс. рублей.
9. При ограниченных возможностях республиканского бюджета, поступившие федеральные средства в 2010 году на приобретение медицинского оборудования по программе «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы» использованы не в полном объеме, а часть средств, в размере 20764,7 тыс. рублей, по причине невостребованности возвращено федеральному бюджету.
10. В связи с тем, что в федеральном бюджете на 2011 год не предусмотрены средства на софинансирование республиканской целевой программы«Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в Карачаево-Черкесской Республике на 2010-2012 годы», намеченные паспортом программы мероприятия по приобретению медицинского оборудования и расходных материалов на сумму 50000,0 тыс. рублей под угрозой исполнения.
Предложения по результатам проверки:
1. Направить информацию по результатам проверки в Счетную палату Российской Федерации.(информация согласована с Министром здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики 07.07.2011 года).
2. Направить представление Министру здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.
3. Направить информационное письмо в адрес Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики
Аудитор
Контрольно-счетной палаты
Карачаево-Черкесской Республики Аубеков А-Г.К.